Виктор, расскажите, насколько сложно осуществлять функции инспекции в Приморском крае?
Приморский край по количеству водных объектов занимает одно из первых мест в Российской Федерации – площади морской акватории, внутренние воды, достаточно большое озеро Ханка. Приморье является достаточно сложным регионом с точки зрения инспекции.
Что касается количества судовладельцев в Приморском крае и как это сказывается на службе?
На сегодняшний день в Центре государственной инспекции по маломерным судам состоит на учёте около 40 тысяч маломерных судов.
Исходя из этих цифр мы планируем свою работу. Очень много регистраций, снятий с учёта, оказание государственных услуг. Естественно, чем больше зарегистрированных судов, тем больше аттестаций судоводителей маломерных судов. Больше объём работы. Всё зависит друг от друга.
Почему Вы решили связать свою жизнь с государственной инспекцией по маломерным судам? Как Вы стали инспектором?
Я родился в городе у моря. И в силу обстоятельств у меня не всегда получалось идти к профессии, связанной с морем. Но увидев объявление о вакансии я ни на секунду не задумался.
Какие Вы сложности испытывали, ведь для работы в ГИМС необходимо иметь отличные знания нормативно-правовых азов? Расскажите о Вашем пути.
Особых сложностей я и по сей день не испытываю. Нормативная база меняется. Мы гибкие, инспекторы ГИМС. У всех либо юридическое, либо морское образование и мы легко подстраиваемся под изменения.
Насколько деятельность инспекции по маломерным судам связана с профессией спасателя, МЧС России? Расскажите о случаях в Вашей практике.
Да, профессия инспектора очень сильно пересекается с профессией спасателя. В должностных обязанностях инспектора, утверждённых постановлением Правительства написано, что госинспектор обязан участвовать в спасении. Поскольку у государственной инспекции имеется в наличии маломерный флот, весьма часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда только госинспектор на катере может выйти на водоём и оказать помощь. Происшествия регулярно случаются, как в летний период, так и зимой – теряются рыбаки, происходят происшествия на маломерных судах. В зимний период бывает когда от 10 до 20 тысяч людей одномоментно находятся на льду и не всегда люди выходят на крепкий лёд. Зачастую, мы реагируем на провалы под лёд, отрывы льдин в межсезонье. Во всём этом госинспектор наравне со спасателем принимает участие.
На Вашей памяти, что чувствует инспектор, когда ставится задача отправиться на поиски рыбака и Вы понимаете, что от Ваших действий зависит жизнь человека?
Конечно, мы испытываем и тревогу, и максимальное сосредоточение на цели поиска. В случае, если мы находим человека – это моральное удовлетворение у всех участников, как спасённого, так и у спасателя. И конечно, это понимают и наши семьи, когда, в очередной раз приходится задерживаться на работе.
А что касается Вас как руководителя, что Вы чувствуете, когда организовали поиск и что Вам нравится в Вашей профессии сейчас?
Безусловно это моральное удовлетворение от каждого случая спасения человека, а именно, когда происходит доклад о том, что спасательная операция прошла успешно. Ведь это напрямую зависит от качества подготовки инспекторов, их оснащенности и планирования деятельности, спасённые жизни, наверное, важнейший показатель проделанной работы.
Спасение человеческих жизней – это ведь не прямая обязанность инспекции ГИМС, это как косвенная обязанность. Главная Ваша задача – это предупреждение происшествий. В этом плане как у Вас организована работа. Насколько Вы в ней участвуете?
Совершенно, верно. Предупреждение – это основная задача государственной инспекции по маломерным судам. Сюда же относятся надзорная работа, выявление незарегистрированных маломерных судов, что напрямую влияет на безопасность плавания и нахождения на воде. В профилактическую работу входит проведения занятий в образовательных учреждениях, работа с молодёжью, работа на акваториях, в местах массового скопления людей у воды. Участие в совещаниях различных уровней, для принятия управленческих решений. Всё это направлено на обеспечение безопасности людей на водных объектах.
Вы упомянули про профилактику. Сколько времени она занимает в повседневной деятельности обычного инспектора?
Около пятидесяти процентов рабочего времени государственного инспектора уходит на предупреждение и профилактическую работу с населением, касающуюся безопасности нахождения на воде и на самом деле это, даёт очень неплохие результаты. Ежегодно статистика по краю идёт по пути уменьшения. Уменьшается гибель на воде, увеличивается сознательность граждан, меньше случаев происходит в зимний период.
В школах края проводится профилактическая работа. Мы раздаём памятки, для наглядности приводим статистику, рассказываем детям о правилах поведения на пляжах. Чаще всего мы такие мероприятия проводим с присутствием родителей для того, чтобы они понимали меру ответственности за своих детей. Раздаём сувениры, например магниты, на которых есть QR-код по которому можно выйти на сайт, где в игровой форме доводится информация профилактического характера о правилах безопасного поведения на воде.
Виктор, и скажите, пожалуйста, к чему стремится инспектор в этой нелёгкой профессии?
Я думаю, что каждый государственный инспектор по маломерным судам стремится прийти к тому, что показатели, деятельности, связанной с происшествиями на водных объектах, смертностью на воде сведётся к нулю. Это, конечно, сложная установка, но рано или поздно мы должны справиться.
Пресс-служба Главного управления
МЧС России по Приморскому краю