Вопросы о пожарной безопасности
Обращаем внимание, что решение данного вопроса относится к компетенции Администрации города Владивостока. На основании пунктов 2.4 муниципального правового акта города Владивостока от 15.08.2018 № 45-МПА, принятого Думой города Владивостока от 09.08.2018, на территориях общего пользования Владивостокского городского округа запрещается самовольная установка, уничтожение или повреждение объектов благоустройства (ограждений, бордюров, указателей улиц и номеров домов, устройств наружного освещения, столбов, малых архитектурных форм и оборудования детских и спортивных площадок, скульптур), противопроездных устройств, блоков, механических блокираторов, расположенных на территориях общего пользования, дорогах, проездах.
Кроме того, сообщаем, что деяние, совершенное вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, интерпретируется, как самоуправство. Согласно пункту
1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.1 КоАП РФ.
Вместе с тем информируем, что в соответствии с пунктом 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.
Согласно Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», вопрос согласования установки шлагбаумов, а также законности их размещения.
Следует отметить, что рассмотрение вопроса законности установки шлагбаумов относится к компетенции Администрации города Владивостока. В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Владивостока, решением Думы города Владивостока от 17.12.2009 № 194 «Об утверждении Временной структуры администрации города Владивостока», учреждено управление дорог и благоустройства администрации города Владивостока. В соответствии пунктом 2.2 Положения об управлении дорог и благоустройства администрации города Владивостока, утвержденного решением Думы города Владивостока от 03.07.2009 № 264, к основным задачам управления дорог и благоустройства администрации города Владивостока относится содержание автомобильных дорог местного значения в границах Владивостокского городского округа и искусственных сооружений на них.
Кроме того, обращаем внимание, что деяние, совершенное вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, интерпретируется, как самоуправство. Согласно пункту
1 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.1 КоАП РФ.
Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.
На основании положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», решение данного вопроса не входит в компетенцию федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, федеральный государственный пожарный надзор не осуществляется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Кроме того, рассмотрение указанного вопроса также относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ), здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, являются самовольной постройкой.
В соответствии с частью 2 статьи 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
На основании положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», решение данного вопроса не входит в компетенцию федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ, федеральный государственный пожарный надзор не осуществляется при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, оценка соблюдения требований пожарной безопасности осуществляется в рамках государственного строительного надзора соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
На основании п. «и» п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 на объектах запрещается остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 28.3, части 1 статьи 23.34 КоАП РФ составлять протоколы и рассматривать административные дела, предусмотренные ст. 20.4 КоАП РФ уполномочены органы федерального государственного пожарного надзора.
Сообщаем, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями, у выходов на крышу (покрытие), а также демонтировать лестницы, поэтажно соединяющие балконы и лоджии, лестницы в приямках, блокировать люки на балконах и лоджиях квартир.
Вместе с тем, рассмотрение данного вопроса так же относится к компетенции Государственной жилищной инспекции Приморского края. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 13.02.2020 № 107-пп, Инспекция осуществляет региональный контроль и надзор на территории Приморского края.
Рассмотрение данного вопроса относится к компетенции Государственной жилищной инспекции Приморского края. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в состав общего имущества многоквартирного жилого дома включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности.
Согласно статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ, под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, решение данного вопроса входит в компетенцию Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
Согласно пункту 133 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», не допускается захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, на объектах защиты запрещается использовать чердаки, технические, подвальные, подземные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, за исключением случаев, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, если иное не предусмотрено проектной документацией.
Согласно пункту 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Из совокупности положений статьи 25 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», статьи 33 и 34 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», у органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор, отсутствуют правовые основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в жилых помещениях.
Решение данного вопроса относится к компетенции Управления МВД России по Приморскому краю. В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах».
Вместе с тем, следует отметить, что данный вопрос так же относится к компетенции Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 главы II Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 322 от 30.04.2004, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль (надзор) за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
На основании Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», решение указанных вопросов не входит в компетенцию федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с пунктом 5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1081 «О федеральном государственном земельном контроле (надзоре)» Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
В связи с вышеизложенным, рассмотрение данного вопроса относится к компетенции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», решение данного вопроса не входит в компетенцию федерального государственного пожарного надзора
Согласно пунктов 1 Положения о федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле и муниципальном контроле в Российской Федерации» № 248-ФЗ, а также подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, а также при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
На основании статьи 25 Конституции Российской Федерации, части 4 статьи 76 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», пунктов 33 и 34 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290, правовые основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в жилых помещениях отсутствуют.
На основании положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», решение данного вопроса не входит в компетенцию федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с подпунктом 5.1.1 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; ведет в установленном порядке учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля.
Согласно статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ органы внутренних дел уполномочены составлять протоколы об административные правонарушения по статье 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».
В связи с вышеизложенным, рассмотрение данного вопроса относится к компетенции территориального органа Федеральной налоговой службы - Управления Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю, а также территориального органа МВД России - Управления МВД России по Приморскому краю.
На основании положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» решение данного вопроса не входит в компетенцию федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В связи с вышеизложенным, рассмотрение вопросов об установке дорожных знаков на дорогах общего пользования относится к компетенции органов местного самоуправления.