Игорь Николаевич Швец
Противопожарный путь Игоря Швеца
Придя работать в пожарную охрану в противоречивые перестроечные годы, он прошел путь от рядового до полковника внутренней службы
Сегодня у Игоря Николаевича Швеца – начальника управления организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по Приморскому краю кабинетная работа. Но «кабинетная работа» не означает ни покоя, ни расслабления, ни большого количества бумаг. Наш с ним разговор получился «разорванным» - мои вопросы и его ответы постоянно прерывались, потому что одновременно Игорь Швец решал сразу две задачи: организовывал тушение пожара на одной из отдаленных территории края, где лесной пал превратился в целую огненную стихию и руководил спасателями, которые в районе горы Пидан искали потерявшегося туриста. С лесным палом борьба шла уже двое суток, пропавшего туриста искали трое суток. Все это подразумевает доскональное знание своей работы и умение мгновенно принимать решение. Это называется словом «профессионализм» и вырабатывается годами службы.
Родом из патриотического детства
Наверное, сама судьба вела его к службе в пожарной охране. Началось это еще в детстве – Игорь Швец рос без отца, и однажды мама по состоянию здоровья была вынуждена сменить свою постоянную работу и устроиться диспетчером пожарной части в Первомайском районе Владивостока. Диспетчер работает сутками, поэтому, начиная с четвертого класса, Игорь приезжал к маме на работу делать уроки. Сначала работа пожарных казалась ему чем-то вроде романтического приключения, затем стала обыденностью. Вырастая среди настоящего мужского коллектива, он прошел серьезную школу патриотического воспитания, принятого в СССР за норму – ходил в клуб «Юный патриот Родины», где вскоре стал командиром отряда морской авицации, интересовался небом, парашютами, встречался с ветеранами, учился публично выступать с докладами на праздниках и торжествах. А после школы поступил в популярное в те годы во Владивостоке «морское» ПТУ№5, где выучился на слесаря-судоремонтика. В ПТУ занимался парашютным спортом, готовился в 18 лет пойти в армию, конечно, в ВДВ. Однако, уже в военкомате, при распределении тех, кто прошел парашютную подготовку, часть группы попала не в десант, а в авиацию. Сегодня «авиационный период» период своей службы Игорь Швец вспоминает как время крайне романтичное и насыщенное впечатлениями – «учебка» в Подмосковье, служба в районе села Переясловка Хабаровского края и четыре месяца службы в Узбекистане, в период вывода советских войск из Афганистана. Часть, в которой служил Игорь Николаевич, ежедневно обеспечивала полеты военной авиации на территорию Афганистана – то для прикрытия колонн бронетехники, то для авиаударов по позициям моджахедов. Итогом этой службы стала медаль «От благодарного афганского народа» - первая награда за службу.
Возвращение во Владивосток, однако, оказалось менее радостным – на дворе был уже 1989-й год, появлялись новые экономические отношения, которые ломали типичный уклад советской жизни – многие предприятия, которые годами обеспечивали работой тысячи людей, стали постепенно терять обороты, заказы и «усыхать». В море Игорь не попал – у некогда крупных флагманов флота уже тогда начинались перебои с работой. Кооперативы тоже не прельщали – уж очень нестабильной была их работа. А на Первомайском судоремзаводе, куда пришел Игорь Швец, в 1990-м году верхней планкой заработка вчерашнего дембеля были 220 рублей в месяц. И то не всегда. Тогда, правда, Игорь предпринял попытку поступить в ДВИСТ – Дальневосточный институт советской торговли – и «срезался» на русском языке. И тут жизнь сделала еще один поворот – коллеги его мамы по пожарной охране, узнав, что он не может найти себя в профессии, предложили ему работу пожарного. Конечно, он имел представление об этой работе, но едва ли считал ее престижной. Правда, условия работы и оплаты впечатляли – зарплата 220 рублей в месяц при работе сутки через двое. Это было гораздо выгоднее, чем работать на заводе. И 25 октября 1990 года он был зачислен в 4-ю военизированную пожарную часть г. Владивостока. В те годы пожарная охрана входила в систему МВД и у огнеборцев было достаточно большое количество льгот. Для молодого человека работа в «пожарке» была хорошей возможностью неплохого заработка.
Огонь, вода и карьерный рост
Сегодня Игорь Швец авторитетно может заявить, что в пожарной охране, среди тех, кто «ходит в огонь» (термин самих огнеборцев) всегда был некомплект караулов. Любой некомплект – это плохо, потому что нагрузка ложится на остальной коллектив, однако оставшиеся получают бесценный опыт работы и чувство коллективизма, полезное в такой опасной работе. Положенный штат караула предусматривал 9 человек из числа пожарных и трех водителей. Однако на практике все было по-другому: три водителя и 2-3 бойца во главе с начальником караула.
Первый пожар Игоря Швеца был грандиозным – горел хлебозавод на улице Экипажной. И хотя «молодому» доверили только проливку одной из стен хлебозавода, там он впервые осознал всю мощь отделений пожарной охраны. Второй пожар оказался еще более сложным – загорелось судно вспомогательного флота ТОФ. Правда, как отмечает сам Игорь Николаевич, при тушении пожаров морских судов ему очень помогали знания, полученные в «пятом» ПТУ. Он хорошо знал планировку и названия служебных помещений, хорошо мог ориентироваться в помещениях даже в случае сильного задымления. Карьера пожарного стала продвигаться небольшими шагами – месяц пришел проработать в диспетчерской, подменяя заболевшего сотрудника, а уже через полгода службы он стал исполнять обязанности командира отделения. В те годы Первомайский район имел свою специфику – на его территории были расположены два больших промышленных холодильника, предназначенных для хранения транзитных продуктовых грузов, множество причалов, возле которых швартовались десятки судов, а так же довольно проблемный частный сектор. В среднем, раз в месяц возле причалов обязательно происходило возгорание на одном из судов, поэтому без работы первомайские пожарные не сидели. А один раз, когда произошло возгорание здания морского вокзала прибрежных сообщений возле 42-го причала, Игорь Швец сумел грамотно передать информацию на центральный пульт и принять все необходимые меры, чтобы организовать борьбу с огнем – в том числе, с моря при помощи катера. Был отмечен руководством. К тому моменту он был уже прапорщиком внутренней службы и ряд командиров настоятельно посоветовали ему продолжить службу уже в офицерском чине – отучившись в Иркутском пожарно-техническом училище.
Хорошей школой профессионального мастерства стало ЧП российского масштаба, случившееся во Владивостоке в мае 1992 года – взрыв военного арсенала Тихоокеанского флота. Трое суток потребовалось пожарным и военным для того, чтобы локализовать огонь и потушить пылающие склады с боеприпасами. Жители близлежащих кварталов были эвакуированы, а сотрудники пожарной охраны при помощи военных и тяжелой военной инженерной техники прорубили отдельную дорогу через лес, по которой проезжала пожарная техника. Есть все трое суток приходилось при помощи полевой кухни. Потушив один из складов, пожарные обнаружили внутри мины на боевом взводе. Этот пожар в итоге стоил должностей многим руководителям ВМФ – начальник ТОФ и ряд офицеров рангом пониже, отвечавших за безопасное существование арсенала, были отправлены в отставку. А вот работу пожарных государство отметило – так курсант Иркутского пожарно-технического училища Игорь Швец 31 декабря 1992 года специально вылетел во Владивосток, где ему вручили медаль «за отвагу на пожаре».
От лейтенанта до ордена Мужества
В 1995 году учеба Игоря Швеца закончилась. Получив звание младшего лейтенанта, он последовательно стал начальником караула, заместителем начальника части, начальником части заместителем начальника отряда. И все это – в родном Первомайском районе. В общей сложности, в «Первомайке» Швец прослужил 13 лет. Незадолго до перевода в управление он успел поучаствовать в еще одном грандиозном «военном» тушении пожара – в начале 2000-х годов в бухте Улисс загорелся минный тральщик. Позже экспертиза установила, что причиной возгорания стало короткое замыкание – проводка в душевой комнате не выдержала. Итог – военное судно с серьезным боекомплектом (на борту тральщика были даже гранатометы) загорелось прямо у причальной стенки. В тот день все было против пожарных: судно стояло на якоре, который военморы так и не смогли выбрать, чтобы отогнать тральщик в море. Не было детальной планировки судна. Представители военного командования забыли сказать, что борта тральщика сделаны из фанеры. Кстати, рядом стоял точной такой же тральщик – военные моряки забыли и об этом. В итоге пожарные предприняли несколько попыток найти оружейную комнату только по словесному описанию одного из членов команды. Все это время Игорь Швец пытался в этой суматохе и неразберихе организовать эвакуацию с борта горящего судна оружия и боеприпасов. Грамотная работа пожарных позволила вытащить из судовой «оружейки» гранатометы и гранаты – большого взрыва и человеческих жертв не случилось. В итоге тральщик отогнали от берега. К тому моменту его борта пылали, а носовое орудие, охваченное огнем, само расстреливало имеющийся боезапас. Во время этой операции пожарные не допустили к тушению пожара пожарную команду, состоящую из матросов-«срочников» - была вероятность, что они могут погибнуть или пострадать. Впоследствии за эту операцию целый ряд сотрудников пожарной охраны был отмечен орденами, медалями и премиями. Вклад Игоря Швеца в эту операцию отмечен орденом Мужества.
…Сегодня Игорь Швец сам не ходит в огонь. Его опыт используется для руководящей работы. Пройдя все ступени служебного и кадрового роста – от рядового до полковника внутренней службы, он не представляет себе другого поворота в своей судьбе. У него только один путь – противопожарный.