Максимов Михаил Федотович
Почти 70 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной Войны, и уже 69 лет на нашей земле мир. Поколению, которое не знает что такое свист минометной мины или утробное завывание заходящего в пике штурмовика, люди вырвавшие для нас Победу – солдаты той войны представляются невероятными, сказочными героями – все как на подбор под два метра ростом и не знающие ни страха, ни жалости. А между тем фашизм победили самые простые советские люди, примерно такие же как мы, только нашедшие в себе силы, не на словах а на деле противостоять врагу, биться за свой дом, спасать свою Родину. Многие, очень многие не вернулись с полей той войны, а вернувшимся пришлось снова бороться– восстанавливать разрушенное в битвах, строить новую жизнь.
Один из таких людей – Михаил Федотович Максимов. Две больших даты 69-лети Победы и 365 год создания пожарной охраны слились в жизни этого человека неразделимо, начало своей жизни он посвятил войне, а оставшуюся часть службе борца с огнем. Даже сейчас, в свои 89 лет, он бодр и весел - радуется жизни и своему нехитрому быту, и постоянно повторяет как маленькую молитву слова полные и глубокой грусти и самой большой радости: - «Главное - Живой»!
Когда началась война, Михаилу Федотовичу было всего лишь шестнадцать лет. Биография обычная – школа, брошенная в седьмом классе – семье нужны были деньги, дальше ремесленное училище, обучение на престижную и крайне нужную тогда профессию шофера. Но хоть и жили в те годы небогато, все-таки рисовать все в черных тонах – большая ошибка. Были у людей свои маленькие радости, была доброта, взаимопомощь, сострадание к ближнему. Умели кирсановцы повеселиться, попеть, поплясать. Молодежь влюблялась, строила планы на будущее. Но война многое расстроила – всю мирную жизнь перевернула, на фронт мужчин забрала. В 1943 году настала очередь и Михаила Федотовича. В мае – этот месяц прочно врезался в память ветерана – ушел он из дома на войну.
Поначалу попал к минометчикам на обучение, учился воинской премудрости несколько месяцев, но тут приехали офицеры из артиллерийского батальона за пополнением, и узнав что у Михаила Федотовича гражданская специальность шофёр – перевели его на ускоренные курсы военных водителей. Несколько недель осваивал он технику, ездил по специальному карьеру, учился ремонтировать небольшие поломки самостоятельно. Технику Михаил любил, поэтому быстро овладел всеми секретами устройства и вождения легендарной полуторки ГАЗ – АА, которую бойцы на свой манер звали «ГАЗ два раз». После окончания учебки нашего героя, как толкового шофера направили в артиллерийскую роту – прикомандировали к 76-мм противотанковой пушке с расчетом и потекли военнные будни. Обеспечивал ветеран подвоз боеприпасов к позициям артиллерийских орудий, перебрасывал пушку с расчетом на новое место. О тех горячих днях Михаил Федотович рассказывает без утайки.
«Конечно, было страшно, и не раз. Это же война. Но вот два случая особенно запомнились. Однажды ехал я по дороге – боеприпасы нужно было срочно перебросить на передовую. Еду, еду – поля кругом, постреливают немного – как без этого, смотрю у обочины в канавках наша пехота залегла, только хотел им крикнуть что-нибудь – снаряд прямо над кабиной прошел и в трех метрах за машиной разорвался. Следующий недолетом лег – понял я в «вилку» берут машину мою, ну и выпрыгнул. Лежу вместе с «пехтурой» в овражке. Они подшучивают – мол, ты не шофер, а настоящий десантник – вон как из кабины резво выпрыгнул. А немец всё постреливает и никак прицел верный взять не может – то перелёт то недолет. Но и нам из овражка не высунуться. Попробовали артиллеристы на конях легкую пушку протащить, чтоб во фланг им ударить – но их накрыло, прямо рядом с моей машиной, лошадок убило, а командира расчета и вовсе пополам порвало. Через некоторое время наши фланг загнули, и немцы отошли – обстрел прекратился, подхожу я к машине – а она целехонька, только радиатор и колесо пробиты. Почти час по ней стреляли, а попасть так и не смогли – вот как бывает, - рассказывает Михаил Федотович. – А второй случай был, когда мы Днестр форсировали. Оборона там у немцев была крепкая, так что переправляться приходилось под сильным огнем. Минометы, артиллерия, пулеметы работают всё как положено – немец всегда воевал качественно. Передо мной три машины переправились, их не замечали, ну а когда моя очередь подошла, они очень крепко взялись стрелять. Даже понтон пробили, думал так и потону вместе с машиной, но кое-как почти до берега добрались. Я даже не знаю, как на берег забрался, а тут и командир прибежал – говорит, очень вовремя вы перебрались, на ближайшей высотке танк на прямую наводку выбрался и прямо по переправе огонь ведет. Надо мол его отогнать. Ну, отогнали – пока стали пушку разворачивать – он сам за склон и ушел: не стал в дуэль играть. Вот так страху натерпелись, но задачу выполнили».
Время шло – война катилась к своему логическому концу – по дорогам Сербии, Югославии и Венгрии гнал свой грузовичок Михаил Федотович. А победный май сорок пятого встретил фронтовик уже в Австрии. «Наша армия тогда по горным дорогам шла, кругом ночь, а мы едем без огней – светомаскировку соблюдаем. И тут нам говорят – всё, войне конец, ПОБЕДА! Что тут началось, все машины фары включили, солдаты стали в воздух стрелять. Все горы как огнями покрылись – картина незабываемая, до сих пор перед глазами стоит!»
Закончилась война, наступило время мирное, уволили Михаила Федотовича в запас, но бывшему фронтовику без дела сидеть не хотелось. Вот и поступил он на работу по специальности – шофером в Кирсановскую пожарную часть (ПЧ-18). Больше тридцати лет в буквальном смысле слова жил на работе. Выезжал на все пожары, тушил огонь и помогал людям. В послевоенные года особенно остро стояла проблема сохранения материальных ценностей, поэтому пожарные старались работать особенно хорошо. Приходилось проявлять смекалку и хитрость, как рассказывает ветеран, однажды неподалеку от Кирсанова вспыхнули конюшни, огонь был очень сильным, сухие деревянные стены горят отлично. А внутри около сотни лошадей – ржут, бьются в стойлах, но выйти не могут – как и любые животные очень боятся огня. Пришлось пожарным применить хитрость – стали выводить коней замотав им морды тряпками. Спасли практически всех, лишь несколько лошадок обгорели.
Так до самой пенсии крутил баранку красного автомобиля с сиреной. Хватало, конечно, проблем и сложностей – работа пожарного тяжела, но никогда Михаил Федотович Максимов не терял бодрости духа и уверенности в своих силах.
«Сколько мы выдержали, сколько перенесли, сколько отличных парней похоронили – но всё ничего, ведь главное – живой!», - тихонько повторяет ветеран.