Рябинина Лидия Федоровна
Еще в военное время Лидия Федоровна Рябинина стала младшим техником-лейтенантом в пожарной охране.
В 40-м году пришла Лидочка работать бойцом в первую пожарную часть. И главной ее обязанностью стало дежурство на каланче. Никаких радиостанций и телефонов «01» в те годы и в помине не было.
Но учили пожарному мастерству в те годы всех. Весь день был расписан по часам. С утра - политинформация. И наизусть Лида знала всех членов Политбюро. Кто, какую должность занимал. Попробуй-ка в то время не выучить?! Затем занятия по строевой, тактической и профилактической подготовке, особенно нравилось молодой девчонке спускаться по веревке с каланчи. «Самое страшное - это сделать шаг и упереться в стену ногой, потом оттолкнешься и.... через несколько секунд окажешься на земле, - вспоминает Лидия Фёдоровна. Нас учили вязать спасательное кресло, калмыцкий узел, подниматься по трехколенной лестнице». И не предполагала молодая девушка, что пригодятся все эти знания ей на настоящих пожарах.
В одну из холодных зимних ночей на набережной реки Вологды ярким факелом заполыхал двухэтажный дом. Утром Иван Васильевич Сусин, начальник первой части, приехав с пожара, сказал: «Кого посылать на проливку, ума не приложу». И тогда Лида сама вызвалась поехать на место пожара. В шкафу нашла старую засаленную форму, подпоясалась красной тряпкой и в первый раз поднялась со стволом по лестнице на второй этаж. Через некоторое время подъехало начальство: «Это кто там наверху с красным бантом и без рукавиц?» С тех самых пор Лидия Федоровна стала тушить пожары. А рукавицы надевать не любила, ведь ствол и так горячий. Набрали тогда 17-летних девчонок да стариков, а Лиду поставили над ними командиром отделения.
В 1943 году Лидию Федоровну направили на учебу в Свердловское пожарно-техническое училище. Курс был значительно сокращен, и через полтора года уже младшим техником-лейтенантом она вернулась в родную Вологду. Руководство предложило вновь испеченному офицеру заниматься профилактической работой в городе и Вологодском районе. Не одну сотню объектов обследовала Лидия. Особенно опасной в пожарном отношении была база «Заготзерно».
Немало нервов было потрачено и на объекты связи. На углу современных улиц Лермонтова и Пушкинской располагались радио, телефонная станция, почта и Союзпечать. Во дворе был выкопан пруд, в котором можно было забрать воду для тушения, но со временем он обрушился. И вот молоденькой девчонке приходилось не раз договариваться с руководителями этих объектов и убеждать, чтобы отремонтировали пожарный водоем. А настойчивости и упрямства у Лиды хватало.
Лидия Федоровна, говорит, что готова отругать каждого, кто пренебрежительно бросает в след пожарным: «Вон поглядите, опять «пожарники» без воды приехали».